Ренессансная "готическая" арфа

Современная реконструкция готической арфы, автор Райнер Турау


Шла первая половина 14 века. Две трети населения Европы умерло от чумы, но вроде все поутихло, первый виток Малого Ледникового Периода тоже сошел на нет, вместе с первой серией Столетней войны. Просвещенный люд понял, что жить так больше нельзя, настало время собирать камни - и ударился в декаданс. Пардон, в Ренессанс.

За какие-то несколько десятилетий мир поменялся настолько радикально, что это явление, пожалуй, можно сравнить только с появлением общедоступного интернета. Вот только интернета не было и действие происходило в, не побоюсь этого слова, пост-апокалиптической Европе.

Эстетика перевернулась с ног на голову. Мальчики надели мини, безумных расцветок камзолы и шоссы и туфли с длиннющщими носами, иногда настолько длинными, что пристегивались под коленями. В моду у девочек вошло подкладывать под платья подушечки, дабы выглядеть "чуть-чуть беремеными", в сочетании с сумасшедшими головными уборами, бледностью, выбритыми лбами и болезненным прищуром глаз - стиль "Я к вам из башни ненадолго, пока охраняющий меня дракон отлучился".

Поменялась манера разговора, позы и жесты людей, следуя за модой, преисполнились болезненным изяществом и ломкой красотой ассимметрии, танцы приобрели причудливость. Один из современников описывает бургундский бал середины 14 века: "Танцоры двигались кругами в сложных фигурах, отвечая прихотливейшей музыке, иногда застывая в странных и неестественных позах". Вообще, в ту эпоху кругами ходили, сидели, строили, писали стихи или музыку все кому не лень, от Данте Алигьери до Гийома де Машо.


Беншуа и Дюфаи


Архитектура диктовала форму: в небо один за другим взмывали тонкие кружевные шпили готических соборов, в искусство просочилась строгая и весте с тем чувственная античность, и всё это смешалось в сюрреалистический красочный утонченный стиль с невероятным множеством мелких деталей.

Музыка же взорвалась полифонией. Трудно сказать, что послужило тому причиной - естественный процесс, пережитый Апокалипсис или галлюцинации от массовых отравлений спорыньёй, но факт есть факт: с пинка находчивого Филиппа де Витри, реформировавшего нотную запись, музыкальная эстетика вошла в штопор беспощадного маньеризма Ars Nova, который позже достигнет своего блистательного апогея в Ars Subtilior.

Наступил Золотой Век разнокалиберных жужжалок. Жужжало всё - и духовые, и струнные. Разумеется, арфа не думала сдавать позиции, и оснастилась брэями. Брэи - bray pins, - представляли собой деревянные крючки на шпильках под струнами, которые при касании вибрирующей струны производили резкий жужжащий звук. Струны, разумеется, жильной - сделать подобную арфу с металлом было нереально.

Слово "bray" (braye), кстати, обозначает крик осла... при всей моей бесконечной любви к ренессансной арфе, не могу отрицать очевидного - звучит похоже, и для современного уха, мягко говоря, странненько. Но это как сыр - его либо обожаешь, либо терпеть не можешь.



Glareanus "Dodecachordon", 1547 г.


Брэи делались из распиленных шипов акации - очень твердых и угловатых. Появление брэев привнесло в конструкцию арфы существенные изменения: резко уменьшилось натяжение струн, дабы сделать вибрацию более эффективной, и, как следствие, уменьшился угол приложения струн к резонатору, дабы обеспечить более эффективную звукопередачу. Расстояние между струн сильно уменьшилось, но вс равно арфа резко выросла в длину... и приобрела изящный нос, а так же все остальные черты, присущие летящей архитектуре того времени. Резонатор истончился и со временем стал овальным в сечении. Теперь его склеивали из двух полуовальных частей, искуссно вырезая изнутри. Усложнение коснулось и остальных деталей арфы: их тоже склеивали, обеспечивали фасками, предикатами и ребрами жесткости, дабы утонченная конструкция држала какое-никакое, но натяжение 24-27 струн. Инженерия колонны выстраивалась по принципу архитектурного конрофорса.

Зашкаливающий эстетизм и хрупкость ренессансной арфы наконец-то привели ее из рыцарского седла в нежные ручки бледных леди. На миниатюрах 14-16 века среди арфистов мужчин и женщин примерно поровну. Чудовищная дороговизна технологии производства прочно держала арфу в рядах элитных инструментов, но вовсе не помешала ее широчайшему распространению. Инструмент по популярности был сравним с лютней и цитолью. В 14-16 веках нассчитывается какое-то абслютно рекордное количество иконографии с арфой, од, поэм и песен, посвященных арфе (одни из самых известных Dit de la Harpe Гийома де Машо и La Harpe de Melodie Якоба Сенлечеса). Композиторы были арфистами если не все, то через одного. В куртуазных романах несколько раз мне в разных вариантах встречалась фраза "Пустили арфу по кругу, и гости играли и пели песни". Готическая арфа была популярна по всей Европе - то есть вообще по всей, где музыка могла хотя бы как-то подразумевать арфу, включая Скандинавские и Балканские страны, Польшу, Чехию, Литву...



За счет своей тонкости, ренессансная арфа отличается мизерным весом. Полноразмерный инструмент весит от 2 до 4 кг при высоте, в среднем, в метр.

Диапазон инструмента, в принципе, укрепился в рамках от Фа большой октавы-До малой октавы до Ре-Ми третьей октавы, "покрывая весь диапазон человеческого голоса, от баса до сопрано", где и провел следующие двести пятьдесят лет. Эта модификация настолько прижилась, что даже в 1619 году Преториус в трактате Syntagma Musicum II описывает конструкцию арфы с брэями, сопровождая ее картинкой с совершенно не изменившимся внешним видом, комментирует, что звук "резкий и жужжащий, чем-то похожий на колесную лиру или тромбамарину" и что "спросите любого прохожего на улице описать вам арфу - так он вам ее и опишет".

Арфа стала идеальным орудием и символом полифонии. История не без курьезов: Иероним Босх, например, принадлежал к радикально христианской секте, считающих полифоническую музыку порождением Дьявола, потому в его знаменитом "Аду" на арфе висит распятый человек. Впрочем, в том аду шалмеисту повезло еще меньше.


Босх "Ад", фрагмент


И в 16-17 веке, когда одна за другой изобретались хроматические арфы, к слову, ренессансная арфа никуда не думала исчезать - она просто отрастила себе крючки для полутонов и кое-где к середине 18 века (!!) сбросила брэи. На хроматических арфах играли только профессиональные музыканты, были они [хроматические арфы] редки как трюфели и водились почти исключительно в специально отведенных местах, где произрастал богатый господин, готовый выложить за хроматическую арфу эпические деньги. Певцы, актеры и музыканты-любители... и те же профессиональные арфисты, после рабочего дня заперев своих хроматических монстров для хроматических нужд в августейшие кладовки, брались за ренессансную арфу.

Инструмент был настолько популярен, что сохранилась даже одна "arpetta" Страдивари - украшенная богатейшей резьбой и без брэев, но со всеми конструкционными признаками ренессансной арфы. Самые "юные" оригинальные арфы этой конструкции датируются началом 19 века. Итого, ПЯТЬСОТ лет эффективного существования и сосуществования с иными типами арф. То есть - самая эффективная конструкция арфы в истории.

Так же удивительно, что визуальная составляющая не потеряла своей актуальности на всём протяжении времени. Хотя, нет, лично для меня - ничего удивительного.

(с) Катерина Кинг, 2015


@темы: Полный арфец, Склад личного пользования